Не пишите в комментарии и отзывы всякую рекламу, она не появится,так как они модерируются.

Добавлен материал про фронтовые фотографии отца 23.02.20

23 февраля

Каждый год отмечаем 23 февраля праздник, раньше он был посвящен защитникам Отечества и созданию советской армии и по смыслу должен отмечаться теми, кто к этой армии имеет какое-то отношение.Я же в армии не служил и как-то получаюсь примкнувшим к этому празднику.За меня , видимо , отслужил мой отец по полной программе. Как забрали его осенью 1937 года в армию, так и на всю оставшуюся жизнь он посвятил себя этой армии. До 1939 года служил в железнодорожных войсках, затем учился в московском военном железно-дорожном училище, окончив его в апреле 1941 года, попал к танковый корпус и в нем встретил войну. Отвоевав все 4 года танкистом, затем пошла служба по гарнизонам-Польша,Сахалин,Красноярск, Тюмень.Служил почти так как у Суворова служили- 25 лет. После того как его на пенсию отправили, все равно продолжил работать по военной специальности, но уже на гражданке.Ведь он ничего другого и не умел делать, кроме как Родину защищать. Хлебнув по полной этой военной службы, он решил своим сыновьям дать другую судьбу и отправил нас на учебу в университеты. С тех пор прошло уже более полувека, а мы по-прежнему отмечаем этот праздник и мысленно всегда вспоминаем отца.

Редкие книги

В крупных библиотеках есть отдел редких книг, куда и попасть то трудно, да и скопировать их не разрешают.В нашем музее физики тоже попадаются редкие книги.Они разные-это и учебники физики 18-19 века и задачники по физике, а также задачники по математике, которые давались ученикам в прошлом веке. Однако среди старых книг попадаются и книги, которые не относятся ни к физике, ни к математике.Вообще все книги музея-это книги умерших профессоров. Когда они умирают, то их книжки стаскиваются в лучшем случае в музей, а в худшем на помойку. Среди этих книг мне попались отчеты по научной работе СФТИ,среди которых привлек внимание отчет за февраль 1941 года. Чем же занимался Сибирский физико-технический институт при Томском государственном университете им. В.В.Куйбышева перед самым началом войны? Оказывается лаборатория акустики в лице П.А.Желтоногова исследовала акустические свойства гитар,изготовляемых музыкальной фабрикой томской трудколонии N1.На основе статистического исследования двух десятков гитар, изготовленных из разных сортов древесины делались выводы , из чего лучше делать гитары-из осины, ели уральской или ели нарымской.Обращает внимание на себя слово трудколония и ель нарымская- для создания гитар использовался труд заключенных не только в Томске но и в Нарыме. Трудовая колония для социальной реабилитации беспризорников и малолетних преступников «Чекист» создан как трудовой коллектив молодежи Сиблага ОГПУ в 1933; вскоре был переведен из Сиблага в непосредственное подчинение полномочному представительству ОГПУ Западно-Сибирского края, в 1935 — отделу трудколоний НКВД. В авг. 1935 трудовой коллектив молодежи был разделен на отдельные колонии, кроме «Ч.», были созданы Коммуна им. Заковского (в р-не совр. с. Тимирязевское), «Коммунар» (в р-не ж.-д. ст. Черемошники), жен. трудколония № 4 (в Томске). Постановлением президиума Томского горсовета от 31 июля 1933 под стр-во «Ч.» были отведены земли бывшей Архимандритской заимки, занятые в то время Томским ин-том эпидемиологии и микробиологии (см. «Вирион»). Стр-во велось силами заключенных Сиблага и самими воспитанниками «Ч.». В окт. 1933 в колонию прибыли 20 воспитателей, 20 преподавателей, 6 врачей, 10 коммунистов и более 50 комсомольцев. Первым начальником колонии был Красновский, затем Берковский, Дятлов, Ермаков, Чучкалов, Пуговкин. В 1933 в «Ч.» было ок. 1 тыс. воспитанников, в 1936 — 2,9 тыс. В колонии работали деревообрабатывающая ф-ка, ф-ка музыкальных инструментов, слесарно-механический завод; воспитанники получали профессии сапожника, столяра и др. Были созданы отряд самообороны, пожарная служба, конный обоз, гараж, водозаборная будка, две столовые, баня, большое подсобное х-во (мо­лочная ферма, крольчатник). В колонии действо­вали рабфак, ср. школа, учебно-воспитательная часть, в ней 2 клуба — для воспитанников и для вольнонаемных, библиотека, технические круж­ки. Выходила газета «Сибирская перековка». История «Ч.» была описана воспитанниками В. Корневым, Е. Дульневым, Б. Иртышским в по­вести «Атаман Пузырь», изданной в местной ти­пографии в 1935 (в 1960 книга была переиздана Томским книжным изд-вом). «Ч.» был ликвидирован осенью 1941, несовер­шеннолетние воспитанники (220 чел.) были трудо­устроены на томских заводах, имущество колонии передано заводу боеприпасов НКВД, эвакуирован­ному в Томск из Харькова. Назаренко Т. Ю. Из книги: Энциклопедия Томской области: [в 2 т.]/ Томский государственный университет; [науч. ред. Н. М. Дмитриенко]. - Томск: Издательство Томского университета, 2008-2009. После начала войны тематика работ резко изменилась. Другим ярким примером является двухнедельный журнал Путеводный огонек 1904 год под редакцией А.А.Федорова-Давыдова,содержащий 24 номера и предназначенный для читателей среднего возраста. Чем-то он напоминает наш журнал Огонек.Тут тебе и стихи и повести и рассказы и шарады, правда большей частью нам неизвестные.

Календарь 1917 года

События 1917 года известны всем- война, свержение царя, временное правительство и революция. Пришедшие к власти большевики решили отказаться от всех царских устоев и строить новое общество.Вместе с водой из корыта выбросили и младенца. Все положительное, что было к тому времени накоплено цивилизацией они уничтожили в соответствии со строками из песни "до основания и затем". Осколки того остались кое-где у граждан или в стенах спецхранов и иногда невзначай всплывают особенно среди старых книг и журналов.Пример такого осколка я нашел роясь среди книжек музея История физики Томского государственного университета.Это календарь 1917 года. В то время , когда страна вела войну, шаталась царская власть, пришли к власти сначала временное правительство, затем большевики, началась гражданская война интеллигенция продолжала нести в массы идеи вечного и нужного для рабочего, крестьянина по всем вопросам культуры и науки. В галерее приведены примеры некоторых вопросов, которые освещались в календаре.

Примеры из календаря

Примеры из календаряПримеры из календаряПримеры из календаряПримеры из календаряПримеры из календаряПримеры из календаряПримеры из календаряПримеры из календаряПримеры из календаряПримеры из календаряПримеры из календаря

Дорожные истории

Поездка по железной дороге отличается от самолета тем, что едешь в купе с другими людьми и есть время, чтобы самому что-то рассказать и другого послушать, чтобы скоротать время. Люди, с которыми ты общаешься, скорее всего никогда больше тебе не встретятся в жизни, поэтому и рассказывать можно свободно, не опасаясь того, что это будет как-то использовано против тебя.Искренность и подлинность рассказанного конечно зависит от самого рассказчика, но обычно то, что он рассказывает как-то глубоко его затронуло и он хочет поделиться своими мыслями с окружающими, послушать их реакции. В этом году мне удалось по своему желанию съездить на конференцию в Глазов за свой счет, получилось что-то вроде кратковременного туристического отпуска длиной в 10 дней, из которых я четыре дня был в поезде.Поэтому наслушался я много удивительных историй, которые я попытаюсь кратко пересказать, конечно не полностью, так как подробности уже начали забываться, а записать на диктофон такое не удастся.Понятно , что ни фамилий ,ни имен я предоставить не могу, так как рассказчики и не представлялись, а если и представились, то я их имен не запомнил.
История первая В купе на боковой нижней полке ехала женщина, которая в профиль была очень похожа на Екатерину вторую, да и комплекцией была такая же. А у меня с собой была монета с этой Екатериной второй, я ей ее показал, на что она ответила-горбатый нос,да? Ехала она из нашей деревни Могочино в какой-то монастырь под Свердловском (Екатеринбургом). Глядя на нее, я спросил:" Вы, случайно, не немка?"."Да"-ответила она. И так завязался разговор.Я знаю, что в Могочино есть такой странный женский монастырь, который создали почему-то новосибирские ученые из Академгородка- выбрав это место по какой-то причине.Теперь в этот монастырь возят на экскурсии из Томска, чтобы покормить монастырской кашей и принять вещи от людей.И моя жена туда ездила и отдала какие-то одежки и привезла массу фотографий.Новоявленные церковники на этом не успокоились и построили в 7 километрах от Могочино еще один монастырь, теперь уже мужской.Но не в этом суть рассказа. Выяснилось, что женщина попала в Могочино как спецпереселенка в 1939 году со своими родственниками из Поволжья. Причем воспитывалась почему-то она не отцом с матерью, а сначала бабушкой, а потом какой-то племянницей.Потом ее возили в Свердловск как бы знакомить с ее матерью.Я спросил ее, а может ли она говорить по-немецки. Она ответила, что может, но на русском-немецком. Но при этом рассказала, что когда она училась в школе, то на русском говорила плохо и когда не знала какое-то слово, то просто говорила по-немецки, на что весь класс над ней смеялся. Я спросил ее, а не возникала ли у нее мысль, уехать в Германию.Да, возникла и она уже собирается туда уехать, так как там уже находится ее сын. Теперь она зачем-то едет под Екатеринбург, чтобы ночевать в каком-то монастыре и даже взяла с собой одеяло, в котором будет спать.Зачем, спрашивается ехать в какой-то чужой монастырь, когда в деревне есть свой. Но оказалось, что монастырь то православный в Могочино, под Екатеринбургом- католический видимо,т.е. вера другая. В Екатеринбурге ее будет встречать несостоявшийся жених,которого она в молодости жестоко обидела. Дружила с ним в молодости, а замуж вышла за другого в Могочино, которого ей племянница подыскала.Да еще на свадьбу свою его пригласила. Этот жених еще лет 10 не женился, все ждал, что она одумается.А вот теперь будет встречать ее и провожать до монастыря. В Могочино она осталась одна, ничто ее там не держит, да и хозяйство плохонькое,спецпереселенцам выделяли земли самые плохие, ей достался участок,который каждый год затапливается по весне,так что и жалеть нечего.Уедет к своему сыну в Германию и там закончится ее жизненный путь.
С этой женщиной я ехал уже обратно из Тюмени, она возвращалась домой в Томск, где она проживает где-то на Иркутском тракте. Вот, что она рассказала.Оказывается она не коренная жительница Томска, а прописана она где-то в одном из северных нефтяных городков и уехала из этого городка, когда вышла на пенсию. Уехала с мужем и купила в нашей деревне Кожевниково дом, где они с мужем и хозяйствовали.Потом муж умер и она еще пару лет пыталась та вести хозяйство, но потом поняла, что этой ей не под силу, продала свой дом и купила квартиру на Иркутском тракте. Ну вроде ничего особенного, обычная история. Но разговор как-то зашел о вере и тут обнаружилось, что она верит в запрещенную у нас в России веру-свидетелей Иеговы, которых еще иногда называют Башней, по названию издаваемого в США журнала. Веровать в эту веру она стала лет 20 назад, когда трагически погибла на Севере ее дочь. Толком она не рассказала, как это случилось, но вроде ее парень приревновал ее к кому-то и убил. В подробности она не вдавалась, да я и не расспрашивал. Попыталась она найти утешение в нашей церкви, но не нашла, а вот свидетели Иеговы утешили и так она стала агрессивной приверженцей этой веры. Она и меня пыталась агитировать в эту веру.Но не того напала. Рыба ищет где глубже, а человек -где лучше. И нашла она это лучшее за границей, в Турции. Оказывается турки очень терпимо относятся к этим свидетелям Иеговы и готовы принять их к себе. Так вот она сначала снимала домик на Средиземном море, а теперь уже купила себе домик с землей в Турции и иногда проживает там. Выучила турецкий язык и наверно уедет туда жить насовсем.На прощание, выходя из купе я ей сказал, что в жизни я руководствуюсь фразой: следуйте за тем, кто ищет истину,и бегите от того, кто ее нашел.На что она мне ответила:"А я другого мнения".на что я сказал:" А никто и не принуждает,господь вам навстречу".
В Екатеринодаре в купе села женщина, которая оказалась на год старше меня и которая рассказала свою историю.Как оказалось она возвращается в Москву, где она временно проживает у своей дочери, помогая воспитывать своего семилетнего внука. А возвращается она с похорон дочери своей сестры, которая проживает в Челябинске. Эта 47-летняя дочь ехала с 8-летним сыном из Челябинска в Екатеринодар на такси. При обгоне машины в одном проклятом богом месте они выскочили на встречную полосу и в лоб столкнулись с встречной машиной. МЕсто это действительно богом проклятое,там часто случаются аварии, а проклято оно потому, что когда проводили трассу, то она то ли прошла по монастырю, то ли по кладбищу, жители просили обойти это место, но власти не послушались и вот результат. В результате женщина погибла, а сын выжил,но ему пришлось удалить селезенку. Теперь заботы по его воспитанию лягут на 73-летнюю бабушку.А где же отец? Отец оказывается был приходящим, приезжал только на субботу и воскресенье, т.е. был гражданским мужем. Он оказался от сына, мотивирую это тем, что не хочет, чтобы его законная жена знала о его внебрачной связи.Приехав домой, я от коллег по работе узнал, что по телевидению уже рассказали об этом случае и по стране собирают деньги на лечение внука. Ну, а женщина из Москвы и сама не знает как помочь сестре, у самой внук на воспитании. Кстати она тоже с Севера, приписана там, а живет постоянно в Сызрани и в Москве временно. Такая вот печальная история.
На обратном пути из Глазова в купе оказалась молодая девушка, ехавшая откуда-то из Костромской области в Павлодар. Сама она русская, родители проживают в Павлодаре.Едет она в Павлодар потому, что ее выслали из костромской области в связи с тем, что у нее кончилась временная прописка. Теперь ей придется прожить в Павлодаре три месяца, чтобы она могла снова получить эту временную прописку. В Костромской области у нее там проживает дядя и она оставила своего будущего жениха, за которого собирается выйти замуж.Костромская область у нас известна как депрессивный район, народ оттуда бежит и казалось бы власти должны быть заинтересованы в увеличении населения, особенно русских. Ан , нет-чинят какие-то препятствия, не дают постоянной прописки,а другим нациям- зеленый свет.Чудеса!

Глазовский педагогический институт

Уже который раз ( не помню сколько) посетил научную конференцию в провинциальном городе Глазов, который находится недалеко от Кирова. Город Глазов известен своим педагогическим институтом, заводом, выпускающим автоматы Калашникова и заводом, выпускающим взрывчатку. Из бытовых вещей, которые потребляются всем населением, известен водкой под названием Калашников, на которой раньше ставили 5 звездочек и пивом Чепецкое. А еще в городе пытались построить атомный завод и уже построили 99 цехов, но вышли на улицу защитники природы и случилась перестройка и завод не заработал на полную мощность, но некоторые его цеха функционируют и даже выпускают металл под названием цирконий, который идет на стенки атомных реакторов, а из отходов этого производства для населения выпускаются разные побрякушки в виде стопочек для коньяка, браслетов, цепочек якобы лечащих от давления. На ежегодную конференцию (в этом году уже 25-ую) собираются преподаватели физики из институтов, университетов и школ, чтобы обменяться опытом работы. В основном речь идет о том, как передать новому поколению все те знания, которые накопила физика к настоящему времени. Здесь не учат тому, как открывать новые законы и изучать новые явления в физике. Опыт преподавания физики в вузе показывает, что большая часть студентов не способна не только на создание чего-то нового, но она неспособна и освоить то, что уже накоплено человечеством в этой области. Поэтому все усилия глазовской школы физиков педагогического института направлены на поиск методов и способов, чтобы донести до студентов эти полученные человечеством знания. Среди приезжающих на эту конференцию преподаватели из Москвы, Кирова, Сарова, Новосибирска, Томска, Екатеринодара, Снежинска и других городов. Всех докладчиков можно разбить на три класса- это философы-методологи (Разумовский, Сауров, Даммер), преподаватели –прикладники и ученые из институтов. Понятно, что первые пишут статьи по общим вопросам дидактики физики, вторые в основном упражняются в изложении частных методик преподавания отдельных разделов физики, а третьи рассказывают, чем они занимаются в науке. Институт выпускает начиная с 1998 года ежегодно два журнала –Учебная физика и Проблемы учебного физического эксперимента. Среди докладчиков люди различного уровня квалификации (в соответствии с классификацией Корогодина-Б.И.Пойзнер Странность и свобода ученого, Томск,ТГУ,2016)-гении, таланты, мастера, потребители, хитрецы и революционеры.

Глазовский пединститут

Глазовский пединститутГлазовский пединститутГлазовский пединститутГлазовский пединститутГлазовский пединститутГлазовский пединститутГлазовский пединститутГлазовский пединститутГлазовский пединститутГлазовский пединститутГлазовский пединститутГлазовский пединститутГлазовский пединститутГлазовский пединститутГлазовский пединститутГлазовский пединститутГлазовский пединститут