Не пишите в комментарии и отзывы всякую рекламу, она не появится, так как они модерируются.

Добавлены новые материалы в раздел Польские истории 7.01.21

Пандемия

В течение уже более года мир сотрясает пандемия короновируса. Он пришел к нам вместо стандартного гриппа, на который никто раньше и внимания то не обращал. Ну болело население два раза в год весной и осенью гриппом, правительство этим не озадачивалось. Как всегда грипп уносил жизни части населения в силу своего старческого здоровья и никто и статистку то не вел, сколько людей умерло от гриппа. А здесь налицо совсем другая картина. Уже в течение года сведения о короновирусе занимают первую полосу в сообщениях агентств, потеснив войны, споры стран и катаклизмы. Идет постоянный вброс новой противоречивой информации. Закрылись границы стран, идет война фармацевтических компаний за свои прививки не только между странами, но и внутри страны. Телевидение и пресса нагнетают атмосферу страха, публикуя леденящие картины забитых стационаров, переполненных моргов и многотысячных смертей в разных странах. Развернулась в прессе война между сторонниками и противниками обязательной прививки. И вот по этому поводу стоит вспомнить давнее выступление нашего известного физиолога, академика Павлова. В лекции 1918 года он писал » Долг нашего достоинства-сознать то, что есть. Поэтому у каждого ума одна задача- это правильно видеть действительность, понимать ее и соответственно этому держаться. Однако научный ум одного человека имеет дело с маленьким уголком действительности и поэтому его ошибка будет исправлена другими учеными. Ошибка ума обычного человека, общежизненного, приводит к значительно более катастрофическим последствиям. Ибо если в том, что происходит сейчас, виноваты мы сами, то эта ответственность грандиозна. О качестве обычного ума можно судить по революциям и пандемиям. Их анализ на примере России показывает, что русский ум не привязан к фактам. Он больше любит слова и ими оперирует. Особенно тревожно то, что русская мысль совершенно не применяет критики метода, не идет за кулисы слова, т.е. нисколько не проверяет смысла слов, не любит смотреть на подлинную реальность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни. Если ум пишет разные алгебраические формулы и не умеет их приложить к жизни, не понимает их значения, то почему можно думать, что он говорит слова и понимает их. Мы глухи к возражениям не только со стороны иначе думающих, но и со стороны действительности". Поэтому остается только призвать к тому, чтобы каждый сам осознанно выбрал способ действия, не подчиняясь бездумно средствам массовой информации.

Яблоня

С детства любил яблоки и яблони. На юге у бабушки всегда спал под яблоней на улице, а уезжая от нее, увозили чемодан яблок сорта Шампань, которая дозревала в дороге, пока мы ехали четверо суток на поезде до своей Тюмени. Осенью медленно доедали их, мечтали на следующее лето опять приехать под яблоню. Время прошло, яблони стали чужими и мы уже не ездим на юг. Попытался я здесь в Сибири развести яблони на своей даче. Рассаживал их по всей территории участка, но они стабильно гибли через год или два. Зацепились всего две яблони-одна на границе с соседом, другая- в центре участка. Обе мучаются каждую зиму. Зимой верхние ветки обмерзают и поэтому летом на них нет яблок, за лето отрастают новые ветки и все опять повторяется снова. Урожай с обоих яблонь порядка ведра, вкус с горчинкой, конечно не шампань. В прошлом году на переезде Южной снесли частные дома и на огороде сохранилась яблоня. Правда, весной ствол у нее ободрали, но я его замазал и окопал яблоню, чтобы ее не снесли. К осени яблоня дала отличный урожай-ведер пять среднего размера яблок, очень сладких. Угощал я ими всех своих соседей по дому и все удивлялись их вкусу. Осенью, когда яблоня скинула листья, ее сломали трактором под корень. Кому помешала-стояла с краю у железной дороги. Я попытался ее спасти. Штук пять крупных ветвей закопал в ямы, ветки в землю закопал, и в погреб отнес. По весне в этом году попытался их привить, прививал всюду, где были яблони. Штук 50 прививок сделал, из них привилось штук пять. Одна из них вообще выбросила цветы, но не повезло ей. Оказалась она на полосе, которую убирают. Пришли дворники и сломали уже цветущие ветки. Жаль, была надежда, что прижилась. Теперь придется надеяться на остальные, может где-то сохраняться. А на месте сломанной яблони отросло несколько веточек, но скорее всего это дичка, так что там таких вкусных яблок уже не будет.

мгновение

Мне никогда не нравились мои фотографии. Мне всегда казалось , что это не я. Вообще человек на фотографиях получается естественным только тогда, когда он не знает, что его снимают. В этом случае он не позирует, не старается сделать умное или красивое лицо, а просто такой как он есть в повседневности. Роясь в фотографиях музея, я неожиданно обнаружил свою фотографию, которую снял когда-то Клыков И.И. и я даже не помню, когда это было. Думаю, что лет 20 назад. И чем-то мне эта фотография понравилась, что-то в ней летящее, направленное в будущее.

О науке

В своей книге Г.А.Сарданашвили «Дмитрий Иваненко-суперзвезда советской физики» дал следующую уничижительную характеристику советской науке.

Театр

К 90 летию закладки Дворцa культуры и науки ( нынешний Театр Оперы и балета) г. Новосибирска

90 лет назад в 1931 году Советский Союз решил переплюнуть все архитектурные достижения проклятых капиталистов и построить грандиозное здание, причем не в Москве, а на периферии в тогда еще мало кому известном городе Новосибирске. Проектирование нового культурного центра Сибири решили поручить конечно гражданину Советского Союза архитектору Бардт Траугот Яковлевичу, проживавшему в г. Москве на Самокатной улице 2/41. Чертежи здания разрабатывались на ВДНХ СССР проектным отделом Первого государственного Треста Строительной промышленности «Заводстрой» . Заказчиком выступал Западно-Сибирский Крайисполком. Описание грандиозного проекта было опубликовано в газете Правда под названием «Большой сибирской театр». «Он строится таким образом, что сможет работать как театр обыкновенного типа, как цирк с ареной в середине зрительного зала и как планетарно-панорамный театр. Для того, чтобы превратить театр в цирк, партер при помощи поворотного круга поворачивается на 180 градусов и становится лицом к находящейся в центре зала цирковой арене, которая после откатки партера поднимается на уровень сцены. Арена может также опускаться на 2.5 метра ниже пола сцены, причем образовавшееся пространство может быть залито водой и превращено в бассейн для водяных пантомим. Театр будет вмещать до 3000 зрителей. Зрительный зал построен в виде амфитеатра и заканчивается партером на 440 мест. Фойе для зрителей занимает площадь в 4000 кв. метров. Были предусмотрены помещения для производственных выставок по искусству, комнаты отдыха, библиотека с залом для чтения, научные кабинеты, озелененное фойе, буфет. Общая численность коллектива предположена в 1200 человек. Планировались симфонические концерты с участием оркестра в 120 человек и хора в 150 человек. Большие технические трудности представляло возведение железо-бетонного купола диаметром в 60 метров, являющегося по своей конструкции и величине первым в Европе. На строительстве было занято 1500 рабочих и весь театр планировалось сдать в июле 1935 года. При строительстве театра уже в 1932 году руководство озаботилось будущим качеством звука, так как никто в мире не создавал таких грандиозных зданий и поэтому никакого опыта в этом не было. В октябре 1932 года начальник строительства тов . Давыдов Григорий Моисеевич (в дальнейшем ДНК) заключил договор с СФТИ в лице Зам. Директора Кессених В.Н. договор на проведение акустических исследований зрительного зала на модели, специально для этого сооружаемой на территории СФТИ.СФТИ должно было провести проверку акустических расчетов тов. Людвига теоретически и на опытной модели. Согласно проекту договора работа по исследованию акустики должны была состоять в следующем: А) в определении коэффициента звукового поглощения акустического материала из водорослей Б) в определении физических свойств применяемого материала в качестве звукопоглощаемой фактуры на внутренней сферической поверхности купольного перекрытия. В)провести исследования материала будущей акустической фактуры на допустимость окраски его Г) определить по модели время реверберации и подобрать по условиям зрительного зала будущего театра толщину облицовки железобетонной сферической оболочки (купольного покрытия) водорослевым акустическим материалом. Д) определить и построить акустическое поле для модели и дать предположительное заключение на сферическое перекрытие театра в натуре. Е)и вообще проработать и разрешить вопрос акустики зрительного зала театра независимо от расчетов тов. Людвига на хорошую звучимость-красивую, приятную слышимость при различных положениях источника звука и слушателя: со сцены, с амфитеатра, передней сцены, все как при открытой, так и при закрытой занавеси пожарной и мягкой. Ж) провести работы, отмеченные в п.п. «г,д,е» в условиях выстроенного купола в натуре. И хотя договор первоначально планировался на один год, его выполнение затянулось на все время строительства театра. В обязательства сторон было включено следующее: ДНК обязуется предоставить СФТИ следующее: 1)выстроить опытную модель в масштабе 1/10 натуральной величины для производства на ней вышеотмеченных работ или подыскать соответствующее помещение с куполом 2)предоставить при модели лабораторное помещение объемом не менее 100 кв.м. 3)место работ на модели устанавливается г. Томск, 4)заботы по отоплению, освещению и обслуживанию помещения-лаборатории и модели лежат на обязанности СФТИ за счет ДНК. обслуживающий персонал должен находиться в непосредственном подчинении и распоряжении СФТИ 5)необходимые при работе небольшие доделки, перестройки модели обязан производить за счет ДНК-СФТИ 6)СФТИ с момента подписания настоящего договора обязуется заготовить все необходимое для лаборатории оборудование и аппаратуру в 2-х месячный строк 7)СФТИ командирует в гг. Москву и Ленинград для повышения квалификации в акустических лабораториях этих городов-научного сотрудника СФТИ-тов.Сапожникова. 8)Для организации кадра лаборатории по работе над моделью и в будущем под натуральным куполом СФТИ прикрепляет научных сотрудников: тт Сапожникова, Денисова В.Г., Вилкова Э.А. 9)СФТИ обеспечивает общее научное руководство акустическими работами и ответственными руководителями выделяются СФТИ-доцента Кессених В.Н. и т. Сапожникова А.Б. 10)СФТИ обязуется провести все акустические работы в 3-х месячный срок по окончании постройки модели, имеющей быть сделанной для работы СФТИ не позднее 15 декабря с.г. 4.Цены договора определяются следующие: 1) содержание техперсонала по смете за пять месяцев-11100 рублей 2)оборудование электрической лаборатории аппаратурой и измерительными приборами 12562 рубля 3)накладных расходов СФТИ в размере 30%-7800 рублей всего суммой в 31462 рубля Примечание: Расходы на отопление, освещение и обслуживание помещения и модели несет ДНК по особой смете дополнительно к расходам ст.4 настоящего договора 5.Сроки платежей 1)для закупки оборудования и аппаратуры для акустической лаборатории ДНК выдает СФТИ аванс в размере 8000 рублей. Срок выдачи денег-три дня с момента подписания договора. 2)На содержание технического персонала с 1-го ноября с.г. ДНК перечисляет на текущий счет СФТИ один раз в месяц-каждое 15-е число требуемую сумму, согласно прилагаемой сметы к этому договору. 6.Общие условия 1)Приобретаемые СФТИ за счет ДНК аппаратура и измерительные приборы являются собственностью ДНК и выкупаются СФТИ из себестоимости их-с учетом аммартизации их. Выкуп допускается по окончании полностью работ ДНК. 2)Условия оплаты акустической лаборатории за ее работы под натуральным куполом остаются те же что и для модели. Сроки же работ особо устанавливаются по договоренности сторон. 7.Неустойки и пени 1. В случае, если ДНК не выдает в предусмотренный срок аванса или задержит очередную выплату денег или не приготовит к сроку модель-соответственно отдаляется срок выполнения работ СФТИ и уплачивается пени в размере 0.1% стоимости настоящего договора, без стоимости оборудования и аппаратуры, за каждый просроченный день. Если СФТИ в обусловленный срок не приступит к работам по настоящему договору или запаздает выполнением работ в обозначенный выше срок, то уплачивает ДНК за каждый просроченный день пени в размере 0.1% стоимости работ по настоящему договору без стоимости оборудования и аппаратуры. 2)Об отказе выполнять настоящий договор стороны обязаны заявить до 1 декабря с.г. Сторона заявившая об отказе несет все убытки этим вызванные. 8.Юридические адреса ДНК-г.Новосибирск,Театральная площадь,Строительство Дома Культуры и НАуки СФТИ- г. ТОмск. Киренский 23.10.32 г. При работе над договорам был проведен литературный анализ проблемы. Например статья Верн.Кнудсен УФН т.14 номер 7,1935 год под названием современное развитие архитектурной акустики говорила, что лет 35 тому назад акустическое проектирование сводилось к имитации уже выполненных зал, удовлетворявших слуху зрителей. В наше время акустика зданий может быть определена до постройки. Первыми исследователями качественно вопросов архитектурной акустики были Уфам, Генри,Смит и Релей. Начало количественных исследований было положено У.Себином в 1815 году. Именно ему принадлежит честь объяснения явления реверберации. Строгое рассмотрение явления реверберации возможно только на основании общей теории колебаний газа в трехмерном замкнутом пространстве. Однако исторически были применены более простые методы, которые при пользовании ими с осторожностью и пониманием до сих пор еще смогут оказать немало услуг. Себин показал опытным путем, что время стандартной реверберации, в течение которого звук уменьшает свою интенсивность, т.е. энергию в 10-6 от своего начального значения вычисляется по простой формуле для частот 200-1000Гц t=K*V/a, где V-объем в кубических метрах,a=сумма площадей в квадратных метрах-полное поглощение и К=0.164 Формула справедлива для помещений, собственная частота которых значительно ниже указанных пределов, т.е практически всегда. Поглощение в среде самого помещения при этом учитывать не нужно. В мае 1933 года главный инженер стройки Полыгалин прислал Сапожникову письмо, в котором сообщал, что 1)приобрести (готовую) установку для исследования студий не удалось 2)модель еще не построена 3)получено предложение от инженера-архитектора Кузьмина для улучшения акустических свойств устроить трансформирующуюся перекрытие зрительного зала. В качестве обоснования говорилось, что такой громадный объем приводит к повышенной реверберации, для нормального звучания потребуется оркестр из 200 музыкантов. Инструмент и голос артистка теряется в объеме и зритель его не услышит. Решение идет по пути наружной терапии путем прописывания звукопоглощающих материалов на всю нижнюю поверхность купола. При этом вопросы художественного звучания и архитектурного оформления перекрытия зала остаются нерешенными., так как объем воздуха и побелка поверхности перекрытий его остаются. Трансформирующее перекрытие отрежет 10000 кубометров объема и тем самым за счет уменьшения V снизит реверберацию. Т. е. терапевтическую операцию было предложено заменить хирургической. Чем все закончилось, я не знаю, но договор СФТИ выполнил, модель построили и она потом в течение лет 40 стояла внутри двора СФТИ и даже я ее помню. Потом ее разрушили. А вот как в конце концов решили проблему театра -я не знаю, так как ни разу в этом театре не был.